«Согласовано» Начальник УО Карабудахкентского р-на __________/Хизриева Т.И. «Утверждаю» Заведующий МБДОУ «Детский сад №2 «Юлдуз» ____________/Бийболатова приказ №__от _______2020г. К.Г. Рассмотрено на общем собрании трудового коллектива «Детский сад №2 «Юлдуз» Протокол №____от_______2020г. Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Юлдуз» на 2020-2023 гг. Разработчики и исполнители программы коллектив МБДОУ «Детский сад №2 «Юлдуз» 2020г. Структура Программы развития: 1.Обоснование Программы 2.Информационная справка об образовательном учреждении 3.Аналитический блок 4.Концепция желаемого будущего состояния ОО как системы 5.Стратегия и тактика перехода (перевода) ОО в новое состояние 6.Нормативно-правовые документы 1. Обоснование Программы Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы, учитывая общие тенденции мирового развития, направлена на формирование нового типа личности, способной обеспечить сохранение места России в ряду ведущих стран мира. Одной из основных особенностей современного периода развития системы дошкольного образования России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития. Другой целевой установкой, направленной на повышение качества образовательной услуги, стало осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих рост профессиональной компетентности педагога как основного ресурса развития системы образования. Успешность решения поставленных задач зависит от действий конкретных образовательных учреждений, руководителей, педагогов, от их готовности работать в инновационном режиме. В рамках осуществления государственной политики о дошкольном учреждении, положений ФГОС ДО в МБДОУ №2 «Юлдуз» разработана и реализуется Программа развития на период 2020-2023 годы. Основываясь на идее самоценности дошкольного детства, педагогический процесс строится в двух взаимосвязанных направлениях - подготовка ребенка к будущей жизни и забота о его полноценном детстве. Основание для разработки Программы: -Конституция Российской Федерации -Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 N 751) -Концепция долгосрочного экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02.2008 № 1662-р) -Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва) -Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. Планирование и прогнозирование - основа управления, важная стадия управленческого цикла на всех уровнях управления. «Программа развития дошкольного образовательного учреждения» является стратегической основой действий руководителя и педагогического коллектива, выступает в качестве перспективного плана, этапа работы ДОУ в режиме развития. С её помощью коллектив детского сада реализует свою специфическую модель развития, учитывающую реальную обстановку и условия, выполняющую определенный социальный заказ, обеспечивающую конкретную результативность. Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада, потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания родителей. Разработанная в Программе концепция развития ДОУ будет использована в качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при разработке годовых планов. Система управленческих действий, заложенных в программу, затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, администрацию, родителей. Статус Программы направленный на - нормативный документ. Стратегический план, осуществление нововведений в образовательном учреждении, на реализацию актуальных, перспективных, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа. Назначение Программы Программа предназначена для определения перспективных направлений развития ДОУ на основе анализа работы за предыдущий период, она отражает тенденции изменений, главные направления обновления содержания образовательной деятельности, управления ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Цель Программы: Создание условий для обеспечения развития личности ребенка как неповторимой индивидуальности, способной к непрерывному саморазвитию в современном, меняющемся мире. Задачи программы: 1.Модернизация системы управления ДОУ, основанной на принципах демократии, гласности, коллегиальности. 2.Совершенствование условий предметнопространственной и материальнотехнической среды для сохранения и укрепления здоровья и обеспечения всестороннего развития детей. 3.Осуществление образовательной деятельности в соответствии с принципами, провозглашенными ФГОС ДО: сохранение самоценности и уникальности детства, гуманистический характер взаимодействия, реализация образования в специфичных для детей дошкольного возраста формах. 4.Формирование высокопрофессионального и инициативного педагогического коллектива как необходимого условия функционирования образовательного учреждения в режиме развития. 5.Активизация профессионального творчества педагогов: развитие креативности, способности к самоопределению и самореализации в современных условиях. Сроки реализации Программы первый этап - 2020-2021 годы второй этап - 2021-2022 годы третий этап - 2023 год Механизм реализации Программы Реализация Программы осуществляется поэтапно, в указанные сроки, на основе анализа предыдущей деятельности, целевые установки доводятся до каждого участника путем обсуждения и принятия соответствующих решений на педагогическом совете ДОУ. Ожидаемые результаты реализации Программы -Стабильно низкие данные по заболеваемости детей. -Стабильно высокий уровень подготовки детей к школе. -Функционирование спортзала. -Результативное участие детей в городских и районных мероприятиях. -Предоставление детям дополнительных образовательных услуг. -Стабильная работа педагогического коллектива. Работа 70% педагогов на функциональном уровне, 20 % на креативном уровне. -Реализация плана развития территории. -Наличие внутренней компьютерной сети. -Наличие необходимого материала регионального характера для реализации педпроцесса. Программа осуществляет три основные функции: -очерчивает стратегию развития детского сада; -выделяет приоритетные направления работы; -ориентирует всю деятельность на конечный результат. Научно-методическое и организационное сопровождение реализации мероприятий Программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа администрации, педагогов, родителей воспитанников, представителей общественных организаций и учреждений социального партнёрства. Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем осуществляться ежегодно на итоговом педагогическом будет совете, рассматриваться на родительских собраниях и представляться через Публичный доклад ДОУ ежегодно. «Программа» - документ, открытый для внесения изменений и дополнений. Корректировка проводится по окончании каждого этапа в соответствии с решением педсовета ДОУ по результатам ежегодного отчета об итогах реализации этапа. 2.Информационная справка об образовательном учреждении 1. Паспорт учреждения - Полное название: МБДОУ «Детский сад №2 «Юлдуз» с. Карабудахкент, расположен по адресу: Карабудахкентский район, с. Карабудахкент, ул. Парковая, 10. - Контактный телефон 8-928-595-32-74 - Здание МБДОУ – нетиповое, одноэтажное, функционирует с 1975г. - Детский сад работает на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности серия 05Л01 № 0004223 от 20 октября 2020 г. -Устав МБДОУ утвержден Постановлением главы Муниципального района «Карабудахкентский район» № 7613-7/20 от 14.01.2020 - Режим работы: пятидневная рабочая неделя, длительность рабочего дня 12 часов: с 7:00 до 19:00. Комплектование групп № группы 1 младшая 1 младшая 2 младшая 2 младшая Средняя группа Средняя группа Средняя группа Старшая группа Старшая группа Наименование «А» «Б» «А» «Б» «А» «Б» «В» «А» «Б» Возраст (лет) Всего детей 2-3 2-3 3-4 3-4 4-5 4-5 4-5 5-6 5-6 Итого:9 групп 23 22 31 30 27 25 26 31 28 243 Структура хронических форм патологии у воспитанников Формы патологии Количество детей с% от общего хроническими заболеваниями количества детей Заболевания желудочнокишечного тракта Заболевания сердечнососудистой системы Заболевания системы нервной Заболевания дыхания органов Заболевания крови кроветворной системы Заболевания мышечной системы и костно- Заболевание ЛОР органов Заболевание глаз Всего заболеваний Качественные характеристики педагогических кадров В ДОУ создан коллектив квалифицированных творческих педагогов. Всего в ДОУ трудятся 28 педагогов. Образовательный процесс в МКДОУ «Детский сад №2 «Юлдуз» обеспечивают следующие педагоги: № ФИО (полностью) 1 Мустафаева Р.М. 2 Балашова З.А. 3 Джамалутдинова З. М. 4 Кулавова Б.М. 5 Ильясова Р. К. образование что окончил когда? ДГПУ 2001г. Учитель истории и права ДГПИ 1992г. Педагогика и психология ДГПУ 2007г. Учитель русского языка и лит. ДГПУ 2015г. Педагогика и методика нач.обр. ДГУ 2006г. Филология дата, месяц, год рождения стаж работы должность, категория 25.09.1979 13 Воспитатель, б/к 22.09.1968 8 Воспитатель, б/к 6.10.1985 10 Воспитатель, б/к 08.02.1993 7 Подм. Воспитатель, б/к 07.07.1982 15 Воспитатель, б/к 6 Акаева Р.А. 7 Гаджилавова З. И. 8 Атаева С.М. 9 Багатырова Н.И. 10 Абдулхаликова Р.А. 11 Курбанова З.К. 12 Капурова М.М. 13 Джалилова Ж.С. 14 Шахманаева И.А. 15 Изамутдинова С.А. 16 Умаева Р.А. 17 Ибрагимова И.У. 18 Атаева Г.А. 19 Шарапова А.А. 20 Ильясова Н.Ш. ДПУ г.Дербент 1996г. Дошкольное образование ДГТУ 2006г. Дошкольное образование, переподготовка 2020г. ДГПУ 2003г. Русский язык и литература. Буйнакское пед.училище 1977г. Учитель н.кл. - .17.11.1972 15 Воспитатель, 1 к. 22.12.1985 14 Воспитатель, б/к 08.09.1981 11 Воспитатель, б/к 20.01.1966 33 Воспитатель, Высшая к. 09.04.1966 33 ДГПИ 1994г. Педагогика и психология ДГПУ 2014г. Переподгот. ДГПУ2013г. Дошкольная педагогика и психология Выс.пед РосГосПедУн имГерцена. Пихология 2014г ДГПУ 2008г. Дошкольная педагогика и психология ДГПУ2008г. Учитель физики ДГПИ1994г. Дошкольная педагогика и психология Изберб.пед.кол М.Меджидова Преподавание в нач. кл. ДГПУ 2003г. «Род.яз и лит.,руск.яз и литература» УнРос 28.03.1973 26 Музыкальный рук., б/к Психолог 31.01.1984 10 Логопед 09.07.1983 15 Ст. воспитатель, б/к 29.09.1975 13 Воспитатель, 1 к. 01.05.1976 10 Воспитатель, б/к 23.11.1986 12 Воспитатель, б/к 17.09.1971 31 Воспитатель, 1 к. 16.07.1985г. 9 Воспитатель, б/к 14.04.1981 11 Воспитатель, 1 к 04.12.1986 8 Воспитатель, 21 Амарова З.С. 22 Гаджиева Б.М. 23 Гаджиева У.С. 24 Гаджиева П.А. 25 Алхасова З. 26 Мамагашиева Р.А. 27 Абдуллаева З. 28 Абакарова Э.А. академии об 2009г Педагогикаи методика нач.образов. ДМУ1984г переподготовка 2018г 2014г ДГПУ им.Герцена 2015г. РосГосПедУн имГерцена. Пихология 2012г. ДГУ Преподаватель по спец. «Филология» ДГПУ им Герцена 2009г ДГПУ 2011г., Учит.нач.кл 2020г ДГПУ «Педагогика и психология» ДГУ 2009г., Уч.нач.кл. б/к 24.06.1964 34 Воспитатель, 1 к. 26.02.1992 8 11.04.1991 9 Воспитатель, б/к М/р 15.12.1989 5 Зам/зав по ВЧ 17.07.1986 9 Воспитатель, б/к Воспитатель, б/к Подм. Воспитатель, б/к И/О физ.рука 20.02.1988 08.03.1993 8 30.05.1985 6 Социальный паспорт МБДОУ № п/п 1. 2. Критерии Всего семей: Из них: полных неполных многодетных инвалидов (родителей) неблагополучных группы риска участники локальных войн малообеспеченные Социальный состав: служащие рабочие ИТР На 01.09.2020 Кол-во % предпринематели неработающие 3. Образовательный ценз: высшее образование средне-специальное Среднее (общее) 9 классов Всего родителей 3.Аналитический блок 1. Анализ внутренней среды С внедрением ФГОС детский сад работает по программе обучение и воспитание в детском саду под редакцией: Веракса Н.Е., которая вошла в реестр утвержденных федеральных программ. Для внедрения ФГОС ДО был разработан план на переходный период, разработано Положение о творческой группе по внедрению ФГОС дошкольного образования, изучался опыт работы других детских садов по вопросам реализации ФГОС ДО. Все педагоги прошли курсовую подготовку по ФГОС ДО. На семинарских рекомендации, занятиях они изучали и обсуждали методические информационно - методические письма федерального и регионального уровня по вопросам введения ФГОС ДО, знакомились с материалами, размещенных в журнале « Дошкольное воспитание», на сайте Министерства образования. Образовательный процесс в МБДОУ «Детский сад №2 «Юлдуз» строится с учетом требований санитарно - гигиенического режима в дошкольных учреждениях. Образовательная деятельность коллектива ДОУ реализуется в соответствии с нормативными документами и годовым планом на основе поставленных задач. Педагоги стремятся сделать жизнь детей в детском саду насыщенной, интересной и познавательной. Предметом пристального внимания педагогического коллектива является физическое развитие дошкольников и формирование здорового образа жизни. Кроме того, реализуются образовательные области: «Социальнокоммуникативное интеграцию развитие», с другими «Познавательное областями, развитие» формированию (через первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, объединив усилия Художественно культурным - педагогов и эстетическое ценностям и родителей, развитие» традициям, «Речевое (Приобщение формируя развитие, детей к элементарные представления о видах искусства. Эстетическое и речевое развитие детей посредством художественной литературы и фольклора). В рамках введения ФГОС ДО все педагоги перешли на новую модель планирования – комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. НОД органически сочетается с деятельностью детей вне занятий. Знания и опыт, приобретенные на занятиях, становятся содержанием самостоятельных игр, рисования, конструирования и моделирования. Образовательная программа детского сада реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения. В каждой возрастной группе созданы условия для проведения воспитательно – образовательной работы. Подобран необходимый материал и оборудование для игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и других видов деятельности. Расположение игр, игрушек, мебели удобно для детей. Оборудование подобрано соответственно возрасту детей. Начиная с групп раннего возраста, ее организация и оснащение приведены в соответствие с требованиями ФГОС ДО. Подбор игрового, дидактического материала направлен на сенсорное развитие детей, формирование навыков речи и познавательное развитие. Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей детей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка. В целом окружающая ребенка среда позволяет ему проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. У детей младших групп воспитатели формируют умения и навыки и по уходу за растениями и животными. С детьми старшей группы организована элементарная поисковая деятельность. Детей знакомят со свойствами воды, песка, глины, учат определять состояние погоды по различным признакам. Для формирования основ экологической культуры на территории детского сада необходимо создать цветники, клумбы, огород, экологическую тропу. Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке детского сада, простые и комплексные занятия, целевые прогулки, экскурсии, труд в природе, наблюдения, опытническая работа. Больше внимания следует уделить проектной деятельности. Наряду с положительными сторонами в работе имеется и ряд недостатков. Образовательный процесс слабо насыщен региональным материалом (менее 40%). У детей слабые навыки в декоративном рисовании, речь детей требует повышенного внимания педагогов. Кадровое обеспечение В создан ДОУ воспитательно коллектив - образовательного творческих педагогов. процесса. Психолого- педагогический процесс в МБДОУ «Детский сад №2 «Юлдуз» обеспечивают еще и такие специалисты, как музыкальный педагог-психолог, учитель – логопед, руководитель, инструктор по физкультуре. Условия осуществления образовательного процесса Группы детского сада имеют отдельный вход. Групповые помещения оформлены в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями стандарта. Во всех группах, в соответствии с возрастными и индивидуальными игровой, особенностями литературный, детей, выделены ИЗО-деятельности. уголки Необходимо развития: пополнить оборудованием предметно - пространственную среду (сюжетно - ролевые игры, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, строительные, дидактические игры). Обеспечение безопасности Деятельность по охране труда сотрудников ведется согласно нормативноправовой базе, локальным актам образовательного учреждения, должностным инструкциям работников ДОУ и инструкциям по технике безопасности. Согласно нормам пожарной безопасности помещения детского сада оснащены: датчиками автоматической пожарной сигнализации, срабатывающими на задымление и повышение температуры; кнопкой включения пожарной сигнализации. В ДОУ проводятся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности детьми. Для отработки правильного поведения во время чрезвычайных тренировочных ситуаций сотрудники мероприятиях. и Вопросы воспитанники участвуют безопасности в регулярно обсуждаются с детьми с целью формирования у них сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Организация питания детей в детском саду – немаловажный фактор сохранения здоровья дошкольников. Данному вопросу в ДОУ уделяется большое внимание. В ДОУ организовано 3-х разовое питание на основе десятидневного меню. при составлении В меню представлены разнообразные блюда, которых соблюдаются требования нормативов калорийности. При поставке продуктов строго отслеживается наличие сертификатов качества. Контроль за организацией питания осуществляется заведующим и медицинской сестрой. В ДОУ имеется вся необходимая документация по организации детского питания. На пищеблоке имеется бракеражный журнал, журнал здоровья, журнал контроля температуры холодильника. На каждый день пишется меню-раскладка. Продукты детский сад получает от поставщиков по заявке. Контроль качества питания, витаминизации блюд, закладки продуктов питания, выхода готовых блюд, вкусовых качеств пищи, санитарного состояния пищеблока, правильности хранения и соблюдения сроков реализации продуктов осуществляют также заведующая и медицинская сестра. Готовая пища выдается детям только после снятия пробы и записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд. Материально-техническое обеспечение Состояние материально- технической базы дошкольного учреждения в общем соответствует педагогическим требованиям техники безопасности, санитарно - гигиеническим нормам. В образовательном процессе применяются современные технические и дидактические средства воспитания и обучения: интерактивное оборудование, пианино, музыкальные центры. В детском саду созданы комфортные условия для развития и воспитания детей дошкольного возраста: подобрана мебель по возрасту, приобретены развивающие игры и игрушки, дидактические пособия, почти в каждой группе цветные телевизоры , DVD проигрыватели, музыкальные центры. Педагог – психолог в любое время может оказать психологическую помощь родителям и воспитанникам. На территории детского сада установлены песочницы с крышками, регулярно обновляется песок. В группах заменены старые стулья, приобретены разнообразные детские костюмы, проекторы для трех групп. Администрация детского сада старается создать благоприятные условия для комфортного пребывания воспитанников в детском саду. Финансовое обеспечение функционирования и развития учреждения Финансирование Детского сада осуществляется по утвержденной в установленном порядке бюджетной смете. Источником финансирования детского сада является средства, поступающие из соответствующих бюджетов по утвержденной смете. Детский сад распоряжается финансовыми средствами в порядке законодательством и и пределах, Уставом Детского установленных сада. действующим Штатное расписание устанавливается Детским садом самостоятельно в пределах бюджетной сметы. Работа с родителями В МБДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями. Проводятся индивидуальные консультации специалистов по запросам родителей. В группах для родителей демонстрируются на ширмах тематические выставки по воспитанию детей, имеются уголки для родителей. Родители принимают активное участие в организации и проведении утренников в детском саду. Они помогают украшать помещение, вместе с музыкальным руководителем готовят костюмы для выступления детей. Также родители принимают активное участие в проведении экскурсий, акций, в выставках совместного творчества родителей и детей. Прошли родительские собрания, на которых поднимались вопросы сохранения психофизического здоровья детей, безопасности нахождения дошкольников в учреждении. Диагностический метод анкетирования позволил глубоко изучить различные аспекты: культуру здоровья семьи, отношение родителей к ознакомлению детей с природой и экологическому воспитанию, выявить состояние нравственного воспитания в семье. Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. Популярны стали фотостенды и фотовыставки. Родителям предлагаются «Дни открытых дверей» - родители знакомятся с деятельностью детского сада, воспитатели организуют помощь родителям в период адаптации ребенка к условиям МБДОУ; «Дни здоровья», совместные с родителями физкультурные развлечения («Папа, мама, я – спортивная семья»). 2.Анализ внешней среды Детский сад расположен в центре села в окружении различных социально значимых учреждений: школа Гимназия, КСОШ №2, спортивная школа. Со школой заключены договоры о сотрудничестве, проводится определенная работа. Есть необходимость в расширении сотрудничества с другими учреждениями. 4.Концепция желаемого будущего состояния ОО как системы Стратегия модернизации образования, определяет новые ориентиры, задает новые требования к условиям, содержанию, организации и результатам образовательной деятельности. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи: ♦обеспечение доступности дошкольного образования; ♦достижение нового современного качества дошкольного образования; ♦повышение социального статуса и профессионализма работников образования; ♦развитие образования как открытой государственно-общественной системы и повышения роли всех участников образовательного процесса: дошкольника, педагога, родителя, образовательного учреждения. ♦становление системы поддержки талантливых детей. Коллектив детского сада определяет свою миссию как воспитание человека, способного к гармоничному развитию и созиданию окружающего мира на основе сохранения его фундаментальности и соответствия принципу природосообразности с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства. Цель разработанной основной образовательной Программы МБДОУ д/с №2 «Юлдуз» - обеспечение развития личности ребенка как неповторимой индивидуальности, способной к непрерывному саморазвитию в современном, быстро меняющемся мире. Приоритетным направлением образовательной деятельности детского сада является деятельность по гармоничному развитию личности детей через развитие их индивидуальности. Для реализации этого направления ООП детского сада предусматривает: - образовательную работу с целью развития основных психических процессов, кругозора, формирования устойчивой познавательной активности и первичных учебных навыков; - социально-личностное самосознания, развитие детей самостоятельности, с целью ответственности, формирования социальных компетенций и коммуникативных навыков; - физкультурно-оздоровительную работу для укрепления здоровья детей и формирования у всех выпускников уровня физической готовности к обучению в школе; - организацию образовательной деятельности в формах обеспечивающих эмоциональное благополучие детей; - использование методов и приемов образовательной деятельности поддерживающих и развивающих креативность детей; - систему мониторинга, позволяющую вовремя заметить особенности: одаренность, отставания, отклонения в развитии детей; - психолого-педагогическую работу по коррекции выявленных отставаний и отклонений в развитии детей; - коррекционную работу по устранению нарушений в речи детей-логопатов; индивидуальную работу по выявлению и развитию способностей и талантов воспитанников; - организацию эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по развитию способностей детей, корректировке нарушений в развитии. Для создания модели современной дошкольной образовательной организации необходим переход к образовательной модели с ведущим фактором индивидуально-личностного и интерактивного взаимодействия. Программой определены следующие подходы к включению ДОУ в инновационные процессы образования: 1. Эффективное функционирование организации и введение инноваций обеспечивается организационной, проектировочной, координирующей и контролирующей деятельностью администрации. 2. Модернизация невозможна без чётко выстроенной мотивации изменений педагогического труда. Работа, призванная помочь педагогам овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствованию педагогического мастерства, обеспечивающего профессиональный и личностный рост каждого члена коллектива результативна только в случае реализации принципа индивидуального подхода. 3.Не отказываясь от привычных, традиционных технологий работы, педагогический коллектив признает актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий. 4.Родители, как главные воспитатели своих детей и лица наиболее заинтересованные в их успешном развитии, могут и должны участвовать в образовательном процессе в качестве сотрудников, союзников, партнеров. 5.Инновационные процессы обеспечивают амплификацию и индивидуализацию развития детей и содействуют сохранению и укреплению здоровья. Таким образом, ключевая идея развития детского сада - создание образовательного пространства, обеспечивающего реализацию концепции современного Российского образования и решение задач Основной образовательной программы. «Программа развития детского сада на период с 2020-2023 годы» призвана обеспечить выполнение миссии, достижение цели через совершенствование всех сторон деятельности учреждения: управление, создание предметнопространственной среды, обеспечение безопасности, сохранение и укрепление здоровья, реализацию образовательной программы дошкольного образования, оказание консультативной помощи родителям воспитанников и жителям микрорайона. Планируемые результаты В результате реализации Программы развития должны произойти существенные изменения в следующих направлениях: ♦ Переход на новые образовательные стандарты дошкольного образования. ♦ Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников на основе научно обоснованных современных технологий. ♦ Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание условий для успешной социализации и гражданского становления личности воспитанников. ♦ Развитие профессионализма и творческого потенциала педагогического коллектива. ♦ Совершенствование структуры управления ДОУ. ♦Дети, вовлеченные в деятельность, творческие занятия, спортивные мероприятия, научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, осознавать свои интересы и возможности. Решение задач по гармоничному развитию детей является приоритетным и осуществляется всеми участниками образовательного процесса. Модель выпускника детского сада (как желаемый результат) Она определяется целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования. Физически крепкий работоспособный ребенок, осознанно и бережно относящийся к своему здоровью, владеющий представлениями и навыками культуры здорового образа жизни; основные показатели физического развития соответствуют возрастным на уровне выше среднего; владеет значительным разнообразием и определенной культурой движений; Образ «Я» приобрел сложную структуру: в него включены представления личностного (осознает себя как субъекта собственной жизни) и социального «Я», представления о том, каков он сегодня и о том, каким бы он хотел стать в будущем. Произошло оформление основных элементов произвольности и волевого поведения. Самооценка эмоционально- положительная, адекватная; Мотивы поведения связаны с интересом к миру взрослых. В числе значимых мотивов интерес к новым, осваиваемым видам деятельности, к установлению и сохранению положительных отношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных достижений, самолюбия, самоутверждения. Возникает соподчинение мотивов; Чувства достаточно устойчивы, глубоки, осознаны, обобщены, происходит «интеллектуализация аффекта». Получили развитие высшие чувства: нравственные, познавательные, эстетические. Они зачастую являются мотивом поведения. Личностная культура - нравственно воспитанный, интеллигентный человек. Он проявляет вежливость, доброжелательность, послушание по отношению к взрослым, заботу о своих близких и друзьях. Адекватно и культурно ведет себя в общественных местах, в различных ситуациях. Опрятен, аккуратен. Поведение ровное, настроение эмоционально- положительно устойчивое. Социально активная личность, позитивно относится к миру, окружающим людям, осознает себя членом общества, владеет навыками общения и делового взаимодействия. Способен и подчиняться и взять на себя организаторские функции, инициативен, самостоятелен, способен сделать выбор и нести за него ответственность. Игра, познание и труд превратились в самодеятельность ребенка. Он овладел основами ролевого поведения. Овладел разговорной речью, может поддержать беседу на познавательную и личностную тему, пользуется невербальными средствами общения, умеет пересказывать знакомые сказки, рассказы, сочинять, овладел произношением всех звуков родного языка, основами культуры речи, использует средства выразительности. Образованный систематизированные человек - знания и сформированы умения, системные позволяющие и адекватно ориентироваться в окружающем мире, владеет символическими средствами, способами познания, позволяющими самостоятельно познавать мир, реализовывать творческое начало; любознательный, проявляет наблюдательность, воображение, практичность ума, умеет устанавливать причинно - следственные связи; выполняет элементарные логические операции; владеет представлениями о своей Родине, природных условиях жизни родной страны, её культуре и истории, представления о родном крае окрашены позитивными чувствами. Модель педагога детского сада (как желаемый результат) Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях большое значение приобретает образ педагога детского сада. Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов детского сада с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них, приняли новую тактику общения - субъект - субъектное отношение, основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Ориентируясь на основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, Программа определяет следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат): 1. Профессионализм воспитателя: • имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку; • владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам; • свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьеформирования, использует их как основу в своей педагогической деятельности; • владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы; • умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода; • владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностноориентированную модель взаимодействия с детьми, технологию «Детский сад- дом радости»; • проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности; • умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе; • стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала; • реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей; • владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг. 2. Личностные качества педагога: •четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований; • имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества; • обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью; • владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе; • обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей; • креативен; • воплощает идеи гумманизации педагогического процесса; развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме; введет работу по организации тесного взаимодействия медико- педагогического персонала учреждения, родителей и социума. Модель будущего детского сада (как желаемый результат) Модель модернизированного дошкольного образовательного учреждения представляет собой детский сад: эффективно реализующий образовательную программу, создающий условия для развития способностей ребенка, формирования базовых качеств социально ориентированной личности, обогащения физического, познавательного, социального, эстетического и речевого развития; обеспечивающий своим выпускникам хорошие стартовые возможности на следующем этапе образования; ведущий планомерную систематическую работу по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, развитию физических качеств и двигательных способностей; приобщению их к основам здорового образа жизни; реализующий личностно-ориентированное общение, индивидуальный подход, гарантирующий эмоциональное благополучие воспитанников, предоставление им и их родителям всей возможной психологопедагогической помощи; имеющий современную эстетичную материальную и предметную среду, обеспечивающую и провоцирующую развитие и саморазвитие, формирующую самосознание воспитанников; обеспечивающий преемственность дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственность дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей; оказывающий воспитанникам профессиональную коррекционную логопедическую помощь, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью; °объединяющий усилия коллектива, родителей, представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения; имеющий легитимную нормативно-правовую базу; ведущий эффективную финансово-экономическую деятельность, направленную на создание материально-технических, предметно- пространственных и кадровых условий для обеспечения качественного образовательного процесса; имеющий эффективную систему управления, предусматривающую четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса; оказывающий расширенный спектр образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям населения; обеспечивающий условия труда соответствующие нормам техники безопасности и трудового кодекса; комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение всех субъектов образовательного процесса; имеющий высокую конкурентоспособность за счет оказания качественных образовательных услуг и распространения педагогического опыта; имеющий эффективную систему использования и привлечения финансовых, материальных и социальных ресурсов. Модель управления детским садом (как желаемый результат) Новый управленческий механизм призван обеспечивать саморазвитие, рост творческого потенциала и самовыражение каждого члена коллектива, более тесное взаимодействие специалистов всех уровней, что в свою очередь, окажет позитивное влияние на образовательный процесс. Новая организационная структура управления включает в себя новые звенья (делопроизводитель, ПМПк), определяет уровни, субъекты управления и связи между ними). Механизмы и методы управления соответствуют принципам демократизации: ♦ педагогическое сотрудничество; ♦ работа в режиме доверия; ♦ включение каждого воспитателя в инновационную деятельность; ♦гласность контроля; ♦ творческая самостоятельность. Обновление управления образовательного учреждения будет идти по пути развития собственного опыта и заимствования положительного опыта педагогического сообщества, а также освоения и реализации научных рекомендаций. Функции различных служб дошкольного учреждения разрабатываются административной группой во главе с заведующим и утверждаются на педагогическом совете. Координирующую и руководящую осуществляет заведующий. 5.Стратегия и тактика перехода (перевода) ОО в новое состояние функции Основные направления реализации Программы развития ДОУ • • • • Образовательная деятельность ДОУ. Совершенствование предметно-пространственной среды. Развитие кадрового потенциала. Совершенствование структуры управления ДОО. Основные мероприятия по реализации программы развития № Направлени Содержательн е ые характеристик и 1. Система Нормативноправовое управления обеспечение; (отв. Заведующая) безопасность жизнедеятельнос ти Мероприятия 1.Внесение дополнений в Образовательную программу ДОУ; 2.Разработка локальных актов: -положение о системе внутреннего контроля качества образования 3.Обеспечение безопасности жизнедеятельности в детском саду Корректировка в соответствии с 4.Выполнение предписаний органов ФГОС; надзора Кадровое обеспечение – повышение профессиональн ого уровня педагогов; привлечение молодых специалистов, Годы 2020г. 20202023гг 20202023гг 1.Составление индивидуального графика 2020- повышения квалификации 2023 гг. педагогов; 2. участия педагогов в дистанционных и других внешних курсах, в том числе в переподготовке 3.Стимулирование деятельности педагогов, планирование деловой карьеры сотрудников, обобщение передового опыта и публикации в СМИ и печатных изданиях, заключение договоров на оказание дополнительных образовательных услуг 4.Внедрение наставничества для профессионального становления молодых 2022 специалистов. 5. Общение и транслирование передового педагогического опыта на 2021разных уровнях через 2023 гг. конкурсы, участие в районных методических объединениях Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении вопросов управления 2020 г. 1.Организация и включение в структуру управления ДОУ мобильных объединений педагогов, родителей воспитанников, представителей общественности 2.Отработка механизма деятельности органов самоуправления (Управляющий Совет, Родительский комитет) своевременное выполн реализация ООП детск 2. Ресурсное обеспечение (отв. Заведующая) МатериальноОбновление и развитие 2020техническое и материально-технических 2023гг программное условий: обеспечение: 1.Оснащение образовательного процесса оборудованием, учебно(Преобразование методическими коррекционнокомплектами, развивающей дидактическими среды; пособиями в соответствии Приобретение; с ФГОС 2.Оформить кабинеты психолога и логопеда 5.Расширить медицинский кабинет 7.Приобрести надворное оборудование 8.Построить теневые навесы 9.Оборудовать на участке спортивную площадку 10.Разбить огород для трудовых действий детей Создание творческой группы по внедрению ИКТ в образовательный процесс; -Открытие на сайте ДОУ профессиональных блогов специалистов; 2021-Создание электронных 2022 гг. Информатизация «портфолио» педагогов. образовательног о процесса 3. Образовател ьная Система (отв. Зам по ВМР.) Разработка системы планирования на основе требований ФГОС; Развитие проектной деятельности детьми Повышение качества дошкольного образования Перспективно2020г тематическое, ежедневное планирование, в соответствии с реализуемыми программами; 2020Разработка долгосрочных 2023 гг тематических проектов: с -«Растим здоровых детей» «Растим патриотов России» «Нравственное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» 1.Внедрение эффективных технологий: -«Дыхательная гимнастика 2020г Стрельниковой» -«Здоровый ребенок» 2021г Змановского Программ: -Региональная программа 2022 дошкольного образования РД, 2023г -«Я и ТЫ» (гендерное воспитание в условиях дагестанского детского сада) Л.Ф.Гусаровой -Парциальная программа познавательного развития А. Гришиной. -Парциальная программа по развитию связной речи О.С.Ушаковой -Народное искусство 2020 г Дагестана для дошкольного возраста. М. Байрамбекова 2.Мониторинг качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения 3.Организация распространения положительного опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения и семей воспитанников 4.Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости воспитанников и сотрудников МБДОУ 5.Мониторинг эффективности работы МБДОУ по профилактике заболеваний Внебюджет ная деят-ть 4. 2021 20202023гг 2020 г. 1.Предоставление населению района платной 2022г. по коррекции Дополнительное услуги речевого развития детей образование 2.Открытие дополнительных кружков по интересам детей сверх стандарта Нормативно-правовые документы, использованные при разработке Программы развития Международно-правовые акты: · Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изм. и доп.); · Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89, вступила в силу для СССР 15.09.1990); · Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959). Законы РФ: · Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.); · Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 №223 ФЗ (с изм. и доп.); · Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.); · Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Документы Федеральных служб: · Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (Утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от15 мая 2013 г. N 26). Нормативно-правовые документы Минобразования России: · Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"